24 Января 2021 г. Четная неделя

«Это разделило мою жизнь на ДО и ПОСЛЕ». Впечатления о курсе профессора Клауса Сайлера

Всем привет! Меня зовут Симчук Мария, я учусь на первом курсе магистратуры по международной программе “Technology Leadership and Entrepreneurship” Высшей школы технологического предпринимательства (ВШТП) Института передовых производственных технологий СПбПУ.

С 17 сентября по 19 ноября 2020 года приглашенный профессор Мюнхенского университета прикладных наук Клаус Сайлер открывал для нас мир предпринимательства с совершенно новых сторон. В рамках дисциплины «Развитие предпринимательских компетенций при организации высокотехнологичного предприятия» мы учились создавать в командах собственный стартап.

В этой статье – мои впечатления от курса, который буквально разделил мою жизнь на «до» и «после». И в большей степени – это благодарность Клаусу и международной программе ВШТП, благодаря которой состоялась эта судьбоносная встреча.

1. Я впервые убедилась, что дистанционное обучение может быть полноценной заменой традиционному. И может открывать даже больше возможностей.

Физически мы находились в разных странах: России, Германии, Латвии, Финляндии. Но благодаря Клаусу расстояния между нами больше не существовало. Казалось, что мы находимся в одной комнате.

Клаус создал такую атмосферу занятий, которая располагала нас к открытому общению и постоянному росту. На каждой паре мы обсуждали новые концепции предпринимательства, применяли их при создании собственных командных проектов. Он с интересом и уважением относился к мнению каждого студента. Так в нашей группе впервые появилось негласное правило: «Каждый из нас имеет право на мнение, даже если оно отличается от общепринятого».

2. Предпринимательство – это не только о бизнес-моделях, венчурном капитале и прибыли. Это в первую очередь о людях – основателях стартапов и клиентах, чью жизнь этот проект в будущем изменит.

Наш путь в предпринимательство начался с формирования команды. Целая неделя была уделена тому, чтобы мы могли познакомиться с целями и интересами друг друга, ожиданиями от проекта. Пройдя тест на 16 типов личности, мы осознали, почему выбрали проект по улучшению дистанционного обучения (E-learning project): все участники команды принадлежали к одной лиге – «Дипломатам». Это люди, которые видят свою миссию в улучшении мира, помощи другим людям. Эта мотивация помогла нам за 2 месяца пройти путь от идеи до разработки прототипа и представления проекта на международном уровне.

Процесс создания стартапа был полностью сконцентрирован на людях, ради которых мы делали этот проект. Мы собрали более 100 фотографий из жизни студентов на дистанционке, провели более 20 интервью и опрос с участием 120 студентов. Благодаря открытому и доверительному общению мы выявили проблемы дистанционного образования, которые больше всего тревожили студентов. Проблемы, о которых мы даже не подозревали, когда начинали проект.

3. Для развития стартапа нужно быть открытым новым идеям и возможностям.

В конце курса состоялась финальная защита стартапов, которые мы разрабатывали в течение двух месяцев. Вместе с Клаусом Сайлером проекты оценивала Павлина Вуйович – проектный менеджер по международной деятельности в Центре предпринимательства Strascheg в Мюнхене (Strascheg Center for Entrepreneurship).

По результатам курса наша команда (Диана Юрковлянец, Мяхри Хоммадова) разработала студенческую платформу Universal. Платформа позволяет студентам из разных университетов создавать совместные проекты и исследования, вести активную социальную жизнь даже во время дистанционного обучения. По приглашению Павлины мы представили данную платформу на первой международной встрече стартапов в рамках eBridge Spring Sprint 2021.

Выступление со стартапом Universal на eBridge Spring Sprint Meetup

На встрече были стартапы из самых разных стран – США, Германии, Шотландии, России, Непала. От Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого свои проекты представляли также студенты 2 курса международной программы ВШТП – Филипп Жучков и Татьяна Бурень (проект Scanface), а также Матвей Кочурин (проект RFID-tech) и Илья Шабельников (проект VR-ED).

Если бы у меня была возможность вернуться в прошлое, я прошла бы этот курс еще раз! Но так как маховика времени у меня нет, мы с Дианой планируем воспользоваться возможностью обучения в течение одного семестра в Мюнхенском университете прикладных наук и снова погрузиться в эту вдохновляющую предпринимательскую среду. И продолжим развивать на международном уровне стартап, который появился благодаря уверенности Клауса Сайлера в том, что студенты способны менять мир своими проектами.