07 Декабря 2022 г. Нечетная неделя

26 августа 2022 года, в заключительный день IX Международного форума технологического развития «ТЕХНОПРОМ-2022», состоялся круглый стол, посвященный развитию среднего профессионального образования (СПО). Организатором выступила Передовая инженерная школа «Цифровой инжиниринг» Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого (ПИШ СПбПУ) при Правительства Санкт-Петербурга.

  • Участники круглого стола

    Модератор:

    Андреев Иннокентий Борисович, ведущий аналитик Информационно-аналитического форсайт-центра Института передовых производственных технологий (ИППТ) СПбПУ.

    Участники круглого стола:

    Потехина Ирина Петровна, вице-губернатор Санкт-Петербурга;

    Карабекян Татевик Рубеновна, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения России;

    Ананич Марина Ивановна, помощник губернатора Новосибирской области по вопросам науки, инноваций, образования;

    Салкуцан Сергей Владимирович, заместитель руководителя по образованию Дирекции Центра компетенций НТИ «Новые производственные технологии» СПбПУ;

    Луковникова Наталья Михайловна, директор Информационно-аналитического форсайт-центра ИППТ СПбПУ;

    Брикман Андрей Вальдимортович, директор Новосибирсĸого авиационно-техничесĸого ĸолледжа; Лидер Елизавета Виĸторовна, председатель Совета молодых ученых Сибирского отделения РАН;

    Сартакова Елена Владимировна, директор Новосибирсĸого химиĸо-технологичесĸого ĸолледжа имени Д. И. Менделеева;

    Шабурова Аэлита Владимировна, директор Института оптики и технологий информационной безопасности Сибирского государственного университета геосистем и технологий;

    Талюкина Галина Федоровна, директор Новосибирского технического колледжа им. А. И. Покрышкина;

    Седых Сергей Евгеньевич, старший преподаватель кафедры фундаментальной медицины Новосибирсĸого государственного университета;

    Наговицына Галина Михайловна, соучредитель, управляющий партнер Академии управления «Эрфольг»;

    Козерский Виталий Николаевич, генеральный директор ООО «Информационные технологии».

Основной целью обсуждения стала реализация Федерального проекта «Профессионалитет» и модель российского чемпионата рабочих профессий, призванного выступить альтернативой международному движению WorldSkills. Эксперты, в числе которых представители власти, вузов и колледжей, делились своим видением эффективного взаимодействия системы среднего образования и промышленности и подготовки востребованных специалистов.

Новая модель чемпионатного движения базируется на экспертном сообществе, включающем в себя высококвалифицированных специалистов, а также на приоритетном использовании национальных стандартов. Об этом рассказала заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения России Татевик Карабекян

«Оптимизация образовательных программ, обеспечение их максимального приближения к запросам работодателей, ориентация на отечественных производителей и потребности региона это те векторы, которые позволят обеспечить интенсификацию развития реального сектора экономики и обеспечить его кадрами высокой квалификации», – заявила Татевик Рубеновна

Как отметила вице-губернатор Петербурга Ирина Потехина, после прекращения членства России в WorldSkills, требования к новым кадрам радикально изменились.

«Еще полгода назад мы считали, что самое главное – это освоить узкую компетенцию и показать самый лучший результат, наибольшее количество баллов. Сегодня мы понимаем, что работодатель ждет от нас не этого. Он ждет, что наш потенциальный чемпион – это тот, кто завтра придет на производство и встанет к станку, это тот, кто завтра сможет исполнять новые требования экономики», – подчеркнула Ирина Петровна.

Вице-губернатор добавила, что вместе с концепцией нового чемпионата профессионального мастерства идет построение и новой образовательной технологии, поэтому необходимо постоянно находиться в контакте с потенциальными работодателями, которые заинтересованы в подготовке квалифицированных специалистов.

«Мы хотим вместе с вами в диалоге понять, чего вы ждете сегодня от нашего выпускника, какими качествами он должен обладать, в какие технологические цепочки встраиваться, какими видами оборудования владеть», – сказала Ирина Потехина.

Вице-губернатор отметила, что СПбПУ, при поддержке Министерства Просвещения и Минпромторга проводит исследование кадровых запросов промышленности, и поблагодарила работодателей, которые включились в работу.

Более подробно об участии СПбПУ и Передовой инженерной школы «Цифровой инжиниринг» СПбПУ в совместно с Правительством СПб проекте рассказал заместитель руководителя по образованию Дирекции Центра компетенций НТИ «Новые производственные технологии» СПбПУ Сергей Салкуцан. Он подчеркнул, что ПИШ СПбПУ развивает проектное обучение: вся деятельность выстроена на взаимодействии с промышленностью.

«Задача нашей ПИШ – организация инженерной подготовки на основе выполнения НИОКР в интересах высокотехнологичной промышленности. Студенты сразу учатся в командах, изучают процесс, получают навыки и компетенции. Это важно для них, это меняет их мотивацию», – рассказал Сергей Владимирович.

Спикер сделал акцент на том, что подобный подход реализуется на базе высшего и дополнительного профессионального образования. В настоящее время СПбПУ проводит исследование участников проекта «Профессионалитет» с целью определения возможности организации проектного обучения совместно с индустриальными партнерами на уровне СПО. Результаты вышеупомянутого исследования должны помочь определить вектор развития и модернизации образовательных программ, добавил Сергей Салкуцан.

Исследование предполагает анкетирование, проведение экспертных интервью и круглых столов с представителями промышленности и системы СПО. Об этом рассказала директор Информационно-аналитического форсайт-центра ИППТ СПбПУ Наталья Луковникова. Целевой аудиторией являются службы HR, руководители компаний, инженеры, осуществляющие найм персонала, представители СПО, профессиональных ассоциаций. Благодаря содействию Минпромторга и Минпросвещения, получена обратная связь более чем от 30 представителей разных отраслей промышленности.

«Среди задач предприятий, требующих переподготовки специалистов, можно отметить переход к производству новых продуктов, внедрение нового оборудования и производственных процессов. Это происходит не только в связи с активным импортозамещением, но и устойчивой тенденцией к цифровой трансформации, внедрению новых производственных технологий. Это расширение и масштабирование производства, модернизация производства и расширение эффективности», – отметила Наталья Михайловна.

Потенциальные работодатели назвали часто применяемые инструменты для подготовки специалистов. В абсолютных лидерах – обучение на рабочем месте и наставничество. Выделили эксперты и основные, с их точки зрения, проблемы СПО: низкий уровень практических и теоретических знаний у выпускников, низкая мотивация, отсутствие нужных направлений подготовки.

Исследовательскую работу планируют завершить в декабре. По итогам будет составлен подробный отчет, который станет ориентиром в работе по формированию чемпионата рабочих профессий. Работа проводится в рамках соглашения между Правительством Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургским политехническим университетом. Передовая инженерная школа «Цифровой инжиниринг» СПбПУ является методологическом партнером Правительства СПб по организации и проведению чемпионата. Правительство СПб участвует в реализации Программы ПИШ, которую реализует СПбПУ.

Как отметили участники круглого стола, проект «Профессионалитет» и проводимые чемпионаты могут помочь расставить индустриально-технологические приоритеты и создать адекватную сложившейся ситуации модель компетенций в обучении.