03 Октября 2022 г. Четная неделя

15 декабря 2021 года Центр компетенций НТИ «Новые производственные технологии» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) посетила делегация Томского политехнического университета (ТПУ).

Ключевая цель встречи – обсуждение перспектив сотрудничества вузов, в первую очередь по направлениям образовательных программ Центра НТИ СПбПУ.

  • Участники рабочей встречи

    Представители Томского политехнического университета:

    Евгений Пашков, исполняющий обязанности руководителя Отделения общетехнических дисциплин Школы базовой инженерной подготовки ТПУ;

    Светлана Буркова, доцент Отделения общетехнических дисциплин Школы базовой инженерной подготовки ТПУ; Петр Бурков, доцент Отделения нефтегазового дела Инженерной школы природных ресурсов ТПУ;

    Мария Черемискина, старший преподаватель Отделения общетехнических дисциплин Школы базовой инженерной подготовки ТПУ.

    Представители Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии»:

    Алексей Боровков, проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Научного центра мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии» и Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», руководитель Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ;

    Валерий Левенцов, директор Института передовых производственных технологий (ИППТ) СПбПУ;

    Андрей Васильев, ведущий инженер отдела передовых разработок в автомобилестроении Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ.

В ходе рабочей встречи исполняющий обязанности руководителя Отделения общетехнических дисциплин Школы базовой инженерной подготовки ТПУ Евгений Пашков выразил интерес к организации взаимодействия Института передовых производственных технологий (ИППТ) СПбПУ с индустриальными партнерами, в том числе к созданию образовательных программ в интересах промышленных предприятий.

Проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Научного центра мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии» и Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», руководитель Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ Алексей Боровков представил участникам встречи экосистему инноваций СПбПУ «ТЕХНОПОЛИС ПОЛИТЕХ» на основе Smart Design, Digital Twins, Smart Manufacturing, AMT. Кроме того, подробно рассказал о деятельности Института передовых производственных технологий, который был создан в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого в 2015 году как Институт-лидер в области развития и применения передовых производственных технологий, сфокусированный на подготовке глобально конкурентоспособных специалистов, инженерного «спецназа», обладающего компетенциями мирового уровня.

Директор ИППТ СПбПУ Валерий Левенцов представил структуру Института, содержащую в себе учебные и научные подразделения. Всего в ИППТ работают свыше 130 научно-педагогических работников, обучаются – 96 студентов.

Валерий Александрович отметил, что модель Института передовых производственных технологий СПбПУ кардинально отличается от традиционной модели высшего образования: ведущая роль в модели образования ИППТ СПбПУ отводится налаживанию эффективных связей с ведущими высокотехнологичными и инжиниринговыми компаниями при помощи разработок и инжиниринговых услуг, осуществляемых студентами Института.

Участники встречи детально обсудили особенности и перспективы Университета 4.0, позволяющего находить решение проблем-вызовов государственного значения, которые не может решить промышленность. «”Университет 4.0” представляет собой модель образовательного учреждения или его подразделения нового типа, которое берется за решение задач-вызовов промышленных предприятий. Такой университет готовит специалистов, которые в состоянии преодолеть глобальные технологические проблемы и вывести технологии на новый уровень», – отметил Алексей Иванович.

Алексей Боровков также подробно рассказал о модернизации образовательной программы 15.04.03_07 «Компьютерный инжиниринг и цифровое производство» ИППТ СПбПУ в интересах АО «ТВЭЛ», ООО «НПО «Центротех» с учетом специфики выполняемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Магистерская программа была запущена в рамках дорожной карты о сотрудничестве Топливного дивизиона АО «ТВЭЛ» и СПбПУ на 2021-2023 гг. Документ предполагает в том числе организацию и проведение серии научно-практических семинаров по теме современных подходов к проектированию и разработке наукоемкой техники, а также реализацию совместной магистерской программы «Компьютерный инжиниринг и цифровое производство» на базе ИППТ СПбПУ.

«Главным преимуществом курса является объединение навыков прикладного инжиниринга в сюжетный курсовой проект, содержащий элементы проектирования, моделирования и изготовления прототипа. Курсовой проект, соответствующий выполняемым научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, ориентирован на развитие навыков командной работы в малых группах», – подчеркнул Валерий Левенцов.

Также в рамках встречи представители Томского политехнического университета посетили Суперкомпьютерный центр «Политехнический» и приняли участие в демонстрации VR-презентация первого в России электромобиля «КАМА-1», разработанного «с нуля» и без ДВС-предшественника всего за 2 года на основе технологии цифровых двойников и уникальных CML-платформенных решений.

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого и Томский политехнический университет объединяет большое количество образовательных целей и задач. Так, в феврале 2020 года в рамках визита в СПбПУ врио ректора ТПУ Виктор Дёмин принял участие в рабочем совещании с участием представителей Центра НТИ СПбПУ, в ходе которого участники обсудили перспективы сотрудничества вузов.

В декабре 2021 года на Конгрессе молодых ученых Алексей Боровков и исполняющий обязанности ректора ТПУ Дмитрий Седнев в ходе дискуссионной площадки «Программа «Приоритет 2030» – драйвер развития и реализации прорывных научных исследований» обсудили крупнейшую в истории современной России программу государственной поддержки университетов, нацеленную на формирование в России сетевого двигателя экономики знаний, – «Приоритет 2030», рассмотрели кейсы и оценили роль исследовательской деятельности в реализации программы.