Петр Щедровицкий выступил с лекциями в Центре НТИ СПбПУ
21−22 мая 2018 года в Научно-исследовательском корпусе (НИК) Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) философ и методолог Петр Георгиевич Щедровицкий прочел две лекции на тему новой промышленной революции.
Первой стала закрытая лекция для специалистов Центра НТИ «Новые производственные технологии» на базе Института передовых производственных технологий (ИППТ) СПбПУ, озаглавленная как «Краткий курс философии для лидеров цифровой трансформации». В данном трехчасовом курсе
Малый конференц-зал вместил НИК в себя более 50 слушателей: специалистов компаний — участников проектного консорциума Центра НТИ СПбПУ (ООО «Политех-Инжиниринг», ООО «ТИК «ЛВМ АТ», ООО «ЛВМ-Инжиниринг», ООО «Лаборатория «Вычислительная механика» (CompMechLab®)), топ-менеджмент и руководителей среднего звена ИППТ СПбПУ и Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» СПбПУ.
П.Г. Щедровицкий предложил свое понимание цифровой трансформации современной промышленности, что вызвало живой диалог, одним из участников которого стал проректор по перспективным проектам СПбПУ, лидер-соруководитель рабочей группы «Технет» НТИ, руководитель Инжинирингового центра CompMechLab® СПбПУ, руководитель Центра НТИ СПбПУ А.И. Боровков, озвучивший видение предмета с позиций системного инженера и непосредственного участника сегодняшнего высокотехнологичного рынка. Завершилась дискуссия цитатой Петра Щедровицкого, объединившая различные взгляды на предмет беседы: «Каждой промышленной революции соответствует новая технология мышления».
В завершение встречи Алексей Боровков поблагодарил Петра Щедровицкого за уникальную лекцию, подготовленную и прочитанную специально для сотрудников Центра НТИ СПбПУ.
В тот же день, после перерыва, Петр Щедровицкий выступил в Большом конференц-зале НИК СПбПУ с открытой лекцией «Вызовы новой промышленной революции для университетов». Слушателями лекции стали сотрудники и студенты Питерского Политеха, специалисты Центра НТИ «Новые производственные технологии» на базе Института передовых производственных технологий (ИППТ) СПбПУ, студенты ведущих университетов Санкт-Петербурга.
Первая часть этой лекции — «Новая промышленная революция» (
- Какие технологии составляют ядро новой промышленной революции и как эти технологии влияют на производительность труда?
- Как формируются волны технологических революций, как новые платформы технологий воздействуют на существующую социальную структуру?
- Как новая промышленная революция влияет на систему высшего образования и университеты?
Одним из ключевых факторов эффективного производства является технологическая система разделения труда (СРТ), о чем еще 250 лет назад писал Адам Смит. В подтверждение было продемонстрировано видео пит-стопа на гоночной трассе в разные годы: если в 1950 году семи механикам понадобилось на выполнение стандартных задач полторы минуты, то в 2013 году команда из 21 механика справилась с работой за три секунды.
Однако в условиях новой промышленной революции технологическое разделение труда принимает совершенно особые формы, утверждает Петр Щедровицкий: «Сегодня в СРТ востребованы позиции, о существовании которых мы 5 лет назад еще не знали».



О том, как новая промышленная революция меняет требования к человеческому капиталу, какие появляются новые профессии, какие технологии подготовки кадров становятся ключевыми, а какие устаревают, как меняются педагогика и технологии обучения, Петр Щедровицкий рассказал уже 22 мая во второй части лекции, названной «Университеты и человеческий капитал».
В рамках лекции были подняты вопросы о роли образования в формировании человеческого капитала, выборе профессии для успешной самореализации в условиях новой промышленной революции, истории российской профессиональной подготовки и образования, смене приоритетов в образовательной деятельности.
Петр Щедровицкий отметил, в частности, что основным элементом процесса обучения является коммуникация: «Проблема обучения состоит в том, что есть два вида деятельности: teaching и learning — обучение и учение. Эффективность деятельности учителя — деятельности обучения — зависит от мотивации и той работы, которую осуществляет ученик», — а это можно определить в процессе личного общения учителя и ученика.
Данная идея реализуется и в образовательных программах Центра НТИ СПбПУ в формате Learning Factory. Эта концепция позволяет в короткие сроки готовить востребованных и глобально конкурентоспособных инженеров нового поколения, обладающих компетенциями мирового уровня.



Стоит отметить, что лекции
Справка
Петр Георгиевич Щедровицкий — философ и методолог; председатель Наблюдательного совета Некоммерческого научного фонда «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого», член экспертного совета
П.Г. Щедровицкий — сын философа и методолога, основателя и лидера Московского методологического кружка Г. П. Щедровицкого. Нередко в своих работах
Являясь признанным экспертом в вопросах стратегического развития и одним из самых известных современных российских теоретиков Промышленных революций,
- Telegram
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер