01 Октября 2020 г. Нечетная неделя

Алексей Боровков представил концепцию подготовки «инженерного спецназа» директорам институтов и высших школ СПбПУ

21 января 2020 года в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (СПбПУ) состоялся круглый стол, посвященный лучшим практикам организации и реализации образовательного процесса в Институте передовых производственных технологий СПбПУ, а также обсуждению перспективной модели образования в СПбПУ. В мероприятии приняли участие сотрудники вуза – директоры и научные руководители институтов и высших школ, а также заместители по образовательной деятельности.

Круглый стол открыла проректор по образовательной деятельности СПбПУ Елена Разинкина. Во вступительном слове она указала на важность использования индивидуальных траекторий в процессе формирования профессиональных компетенций обучающихся. В частности, Елена Михайловна отметила целесообразность реализации модели «2+2+2», при которой талантливые, мотивированные и амбициозные студенты, как правило, студенты-отличники и хорошо успевающие студенты, могли бы иметь возможность, поступив на одно направление подготовки и поняв, что оно им не подходит, могли бы обосновать своё желание перейти на другое направление. «Мобильность обучающихся внутри вуза и в его экосистеме позволит гибко адаптировать процесс обучения к целям и способностям студентов, а также лучше контролировать качество преподавания», – сказала Елена Разинкина.

Проректор по перспективным проектам СПбПУ, руководитель Центра НТИ СПбПУ "Новые производственные технологии", научный руководитель Института передовых производственных технологий Алексей Боровков выступил с основным докладом круглого стола – «Методика подготовки инженерного спецназа в рамках модели «Университет 4.0».

Он отметил, что в основе модели инженерного образования, разработанной и используемой в Институте передовых производственных технологий СПбПУ (ИППТ СПбПУ), лежат модернизированные методики STEM* (Science, включая Mathematics, Technology, Engineering, Manufacturing) и CDIO++ – практика-ориентированная подготовка в рамках выполнения реальных НИОКР.

С первых дней обучения в магистратуре студенты на практике применяют полученные теоретические знания и наукоёмкие мультидисциплинарные технологии, участвуя в выполнении реальных НИОКР по заказу высокотехнологичных компаний. В сферу их практической деятельности входят проекты, связанные с цифровым проектированием и математическим моделированием (CAD, Smart Design, MultiDisciplinary Simulation & Analysis), компьютерным (CAE) и суперкомпьютерным (HPTC-CAE) инжинирингом, бионическим дизайном (Bionic Design) и применением компьютерных технологий оптимизации (CAO) разных типов, наконец, с аддитивными технологиями (3D-печатью). Они также занимаются оптимизацией характеристик машин и конструкций, готовят элементы этих конструкций к изготовлению методом аддитивных технологий.

Алексей Иванович выделил ключевые особенности подготовки инженеров в ИППТ:

  • фундаментальная физико-математическая подготовка, изучение широкого спектра современных теорий механики деформируемых сред, динамики и прочности машин, вычислительной механики, мультидисциплинарных компьютерных технологий, как необходимое условие для обучения на флагманской магистерской программе "Компьютерный инжиниринг и цифровое производство";
  • подготовка ведется на основе проектного обучения – магистранты в составе команды принимают участие в выполнении разнообразных НИОКР по заказам высокотехнологичных компаний; 
  • применяются дистанционный и очно-практический форматы обучения;
  • в портфеле образовательных проектов максимизирована доля проектов, связанных с решением  «проблем-вызовов»;
  • в рамках образовательных траекторий в магистерской программе «Технологическое предпринимательство»  к проектным командам прикрепляются «трекеры», помогающие в процессе обучения – в результате команды защищают выпускные проекты перед Советом, в который входят представители предприятий-заказчиков, организаторов обучения, сторонних экспертов.

«В сфере передовых производственных технологий модель «Университет 4.0», которую разработал и применяет СПбПУ, подразумевает, что у студента есть фундаментальное физико-математическое образование, которое он получил на первых курсах в СПбПУ. Следующий этап обучения – выполнение реальных проектов, направленных на решение сложных высокотехнологичных задач. Для реализации таких проектов студенты ИППТ используют передовые наукоемкие и мультидисциплинарные компьютерные технологии мирового уровня», – сказал Алексей Боровков.

В своем выступлении он также отметил, что конкуренция в научно-технической сфере в мировом масштабе смещается на этап проектирования. В конкурентной борьбе на глобальных рынках побеждает тот, кто на этом этапе вложит в создание продукции больше интеллекта в рамках жёстких ограничений по времени и по финансам, времени, при этом учтёт все технологические и производственные ограничения.

«Чтобы достичь лучших показателей, необходима цифровая трансформация бизнес-процессов и бизнес-моделей высокотехнологичной компании, а именно: уход от традиционного проектирования с большим количеством физических и натурных испытаний опытных образцов к применению цифрового проектирования на основе цифровых двойников и использованию цифровых платформ. Для решения таких задач, безусловно, потребуются «системные инженеры» или «инженерный спецназ», как называют выпускников ИППТ. Только такие специалисты, обладающие компетенциями мирового уровня, способны разработать глобально конкурентоспособную продукцию и обеспечить конкурентоспособность высокотехнологичных компаний и отраслей промышленности», – подчеркнул Алексей Боровков.

В своем выступлении Алексей Иванович обратил внимание на то, что ИППТ – центральная часть  инновационной экосистемы СПбПУ, в которую, помимо Института, входят Центр компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», Инжиниринговый центр «Центр компьютерного инжиниринга» и группа высокотехнологичных спин-аут компаний CompMechLab®. Помимо подготовки системных инженеров, обладающих компетенциями мирового уровня, здесь ежедневно занимаются выполнением наукоемких мультидисциплинарных и кросс-отраслевых проектов, разрабатывают глобально конкурентоспособную высокотехнологичную продукцию, кроме того, проводят акселерационные программы и развивают стартапы.

На сегодняшний день инновационная экосистема СПбПУ – среда, в которой формируются ключевые тенденции и лучшие практики в сфере цифрового проектирования и математического моделирования, включая суперкомпьютерный инжиниринг и аддитивные технологии. Достижение лидирующих позиций в сфере передовых производственных технологий – одно из ключевых направлений стратегии развития Политехнического университета как глобально конкурентоспособного научно-образовательного центра.

«Мы прошли длинный путь, чтобы создать уникальную инновационную экосистему университета. Одной из важных вех стало включение Политехнического университета в реализацию Национальной технологической инициативы – стратегического вектора технологического развития России. В прошлом году совместно с более чем 230 экспертами мы разработали основополагающий документ – дорожную карту по развитию «сквозной» цифровой технологии «Новые производственные технологии». Она определяет траекторию движения, выступает главным ориентиром для оказания мер государственной поддержки и создает условия для системного и качественного развития цифровых технологий. Проделана огромная успешная работа, впереди – новые вызовы и сложные задачи. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что Политехнический университет – место, где рождаются передовые технологии, формируются кадры новой формации, что в совокупности позволяет создавать продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке», – подвел итог своему выступлению Алексей Боровков.

Напомним, что в декабре 2019 года в рамках V Всероссийского инженерного конкурса «ВИК – 2019», организованного Министерством науки и высшего образования РФ, проект «Методика подготовки инженерного спецназа в рамках модели «Университет 4.0», который представил авторский коллектив СПбПУ в составе проректора по перспективным проектам СПбПУ, руководителя Центра НТИ СПбПУ, научного руководителя Института передовых производственных технологий (ИППТ) Алексея Боровкова, заместителя руководителя Дирекции Центра НТИ СПбПУ по образованию, заместителя директора ИППТ Сергея Салкуцана и директора Института передовых производственных технологий Валерия Левенцова, стал победителем в номинации «Лучшая методика подготовки инженеров».