17 Апреля 2021 г. Нечетная неделя

«Электромобиль “КАМА-1” – яркий пример деятельности Университета 3.0», – глава Минобрнауки России Валерий Фальков

6 марта 2021 года в Университете Иннополис (Республика Татарстан) под председательством заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Чернышенко состоялось рабочее совещание с ректорами ведущих российских вузов, посвященное вопросам развития сферы высшего образования в части подготовки квалифицированных кадров для приоритетных отраслей цифровой экономики. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) представлял ректор академик РАН Андрей Рудской.

Программа мероприятия началась с круглых столов рабочих групп по приоритетным отраслям экономики и IT-отрасли, участниками которых стали представители опорных вузов, федеральных органов власти, федерального учебно-методического объединения и представители крупнейших IT-компаний и разработчиков программного обеспечения. Ректор СПбПУ Андрей Рудской принял участие в круглом столе «Цифровые технологии в обрабатывающей промышленности».

  • Участники круглого стола

    Бочаров Олег Евгеньевич, заместитель министра Министерства промышленности и торговли РФ;

    Каримов Альберт Анварович, заместитель премьер-министра Республики Татарстан – министр промышленности и торговли Республики Татарстан;

    Соловьев Александр Александрович, заместитель руководителя Федеральной службы по аккредитации;

    Рудской Андрей Иванович, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого;

    Кокшаров Виктор Анатольевич, ректор Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина;

    Шавалиев Эльдар Рамильевич, директор Центра цифровой трансформации ПАО «КАМАЗ».

В рамках круглого стола участники обсудили требования к системе высшего образования для реализации модели цифровой промышленности. Заместитель министра Министерства промышленности и торговли РФ Олег Бочаров представил стратегию цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности в целях достижения их «цифровой зрелости» до 2024 года и на период до 2030 года.

Олег Евгеньевич отметил, что для повсеместного старта цифровой трансформации необходимы не только собственные цифровые платформы предприятий, но и соответствующие специалисты. «Деятельность промышленности и вузов последние 20 лет разорвана, в виду ряда причин университеты вынуждены замыкаться в себе и многие научные работы, исследования остаются в стенах вузов. Наша стратегия призвана эту ситуацию исправить. Среди наиболее актуальных и востребованных высокотехнологичной промышленностью новых направлений подготовки машиностроении отмечу:

  • Цифровое проектирование и моделирование;
  • Виртуальные испытания;
  • Цифровая подготовка производства;
  • Управление роботехническими комплексами»,
    – прокомментировал Олег Бочаров.

В продолжение темы ректор СПбПУ академик РАН Андрей Рудской выступил с докладом и поделился, в частности, мнением относительно направлений подготовки, в рамках которых будут разработаны рекомендуемые к тиражированию образовательные программы. Он отметил, что разработчики материалов к совещанию пропустили направление подготовки бакалавров и магистров 15.03.03 / 15.03.04 «Прикладная механика», специально выделив магистерские программы:

  • «Вычислительная механика и компьютерный инжиниринг»;
  • «Компьютерный инжиниринг и цифровое производство».

Ректор СПбПУ подчеркнул, что именно это направление и магистерские программы, реализуемые в СПбПУ, отвечают на вопросы и предложения заместителя министра промышленности и торговли по трём указанным позициям: «Цифровое проектирование и моделирование»; «Виртуальные испытания»; «Цифровая подготовка производства».

Далее, Андрей Рудской подчеркнул, что гораздо больший интерес для научно–образовательного сообщества и высокотехнологичной промышленности представляют инновационные программы, способные обеспечить научно-технологический прорыв, интегрирующие фундаментальные физико-математические и инженерно-технические знания и, конечно, передовые цифровые технологии.

Примером такого научно-технологического прорыва является проект по созданию электромобиля «КАМА-1», реализованный инженерами Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®) СПбПУ – ключевого подразделения Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии». Индустриальным партнером в этом проекте выступал КАМАЗ.

Как рассказал Андрей Иванович, разработанное высокотехнологичное изделие – предсерийный опытный промышленный образец электромобиля, было создано в кратчайшие сроки с помощью передовых цифровых технологий и уникальных цифровых платформ, разработанных в Центре НТИ СПбПУ.

«Высокотехнологичное изделие, в котором чрезвычайно много электрики и электроники, конечно – специализированного программного обеспечения, я уже не говорю, что это машиностроительное изделие, а потому используются разные материалы, включая композиты.
Используются математическое моделирование, компьютерный и суперкомпьютерный инжиниринг, системный и цифровой инжиниринг, сквозные цифровые технологии (новые производственные технологии, большие данные, искусственный интеллект и так далее).

Наконец, разрабатываются цифровые двойники, обеспечивающие значительное снижение себестоимости и времени разработки, используются виртуальные испытания, виртуальные стенды и виртуальные полигоны, что, в свою очередь, значительно снижает объемы “лишних (избыточных)” натурных испытаний.

Если все это сделать за два года, с помощью инженеров – наших выпускников, большинство из которых выпускники направления ”Прикладная механика", обладающих компетенциями мирового уровня в области цифровых технологий и цифровой промышленности, то это и будет научно-технологический прорыв, признанный как Министерством науки и высшего образования РФ, так и Правительством Российской Федерации, признанный высокотехнологичной промышленностью России».

Академик РАН ректор СПбПУ

Андрей Рудской

ВУЗПРОМЭКСПО-2020. Презентация первого российского электрического смарт-кроссовера «КАМА-1».

Обращаясь к участникам сессии и руководителям вузов Андрей Иванович, отметил:

«Коллеги, нам нужно четко понимать единые требования к программам подготовки и те компетенции, которыми должны обладать наши выпускники. Одна из наших ключевых задач – подготовка высококвалифицированных кадров, в которых нуждается наша экономика, наша промышленность. Это люди широкого круга компетенций, которые могут использовать цифровые технологии как инструмент для достижения реальных прорывных результатов».

Андрей Иванович также подчеркнул, что для решения обозначенных задач необходимо поднять вопрос о том, чтобы ряд направлений, таких как «Прикладная механика» (магистерские программы  «Вычислительная механика и компьютерный инжиниринг», «Компьютерный инжиниринг и цифровое производство»), были бы определены для политехнических университетов в качестве базовых.
Что касается системы повышения квалификации, то ректор отметил системную работу в Петербургском Политехе по подготовке кадров в области цифровой трансформации.

«Необходимо создать новую систему дополнительного профессионального образования, когда команда инженеров-конструкторов / расчётчиков / технологов от промышленного предприятия совместно с представителями Центров компетенций, например, нашего Центра компетенций НТИ "Новые производственные технологии" решает амбициозные актуальные промышленные задачи в кратчайшие сроки с помощью передовых цифровых технологий и платформенных решений», – сказал Андрей Рудской.

Ректор СПбПУ отметил, что сегодня в Центре НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» реализуются проекты с представителями компании «ТВЭЛ» (управляющая компания Топливного дивизиона Госкорпорации «Росатом»), создана универсальная пассажирская платформа автобусов, электробусов и троллейбусов, выполняются актуальные проекты в интересах Объединённой двигателестроительной корпорации (в первую очередь, ОДК-КЛИМОВ, ОДК-САТУРН, ОКБ им. А.М. Люльки и других предприятий).

«Нужна конкретнаят комплексная научно-образовательная программа по типу Дорожных карт (планов мероприятий), реализуемых в Центре НТИ СПбПУ в интересах ОДК и ТВЭЛ. Мы должны гармонизировать взаимодействие органов власти и высокотехнологичных предприятий промышленности для того, чтобы создавать компетентные кадры для будущего», подвёл итог своего выступления ректор.

В завершение мероприятия заместитель премьер-министра Республики Татарстан – министр промышленности и торговли Республики Татарстан Альберт Каримов отметил:

«Подготовка специалистов для промышленности Республики Татарстан является важнейшим направлением. Мы видим, что подготовка высококвалифицированных кадров позволяет максимально увеличить производительность труда, добавочную стоимость продукта, способствует развитию региона и объединению предприятий в кооперационные цепочки. Я бы хотел предложить рабочей группе предусмотреть возможность внесения изменений во все программы».

Олег Бочаров выразил благодарность участникам сессии и обозначил дальнейшие шаги деятельности рабочей группы по данному вопросу.

Обсуждение кадрового вопроса продолжилось на стратегической сессии министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова. Мероприятие было посвящено презентации и обсуждению инициатив, подготовленных совместно с ректорским и экспертным сообществом для будущей стратегии социально-экономического развития России до 2030 года. «По поручению Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина уже более полутора месяцев, привлекая множество экспертов, мы работаем над идеями для фронтальной Стратегии социально-экономического развития России. Сегодняшняя стратегическая сессия даст старт их широкому профессиональному обсуждению», – пояснил Валерий Фальков.

Говоря о подготовке кадров, Валерий Николаевич представил одну из возможных классификаций университетов: Университет 1.0, Университет 2.0, Университет 3.0, основанную на работе Йохана Виссема «Университет третьего поколения» (2009).

«Из 710 вузов, я экспертно считаю, как минимум, 300 или 400 даже не ставят себе задачу выходить на рынок и думают, что их основная цель – это подготовка кадров под существующие индустрии. Я, конечно, обобщаю, поскольку не каждый отраслевой университет должен ставить себе подобную задачу, но мы с вами размышляем в масштабах системы в целом. И я прекрасно понимаю, какой большой шаг сделали те университеты, которые участвовали последние 15 лет в разных программах (федеральных, национально-исследовательских, опорных и, конечно, в проекте 5-100)», – пояснил Валерий Фальков. Министр отметил, что подобные программы, реализованные c 2016 года, охватили лишь 19% отечественных вузов.

«Так или иначе мы стремимся стать в классической или канонической интерпретации Университетом 3.0.  – Университетом, который подразумевает выход в рынок, а также трансфер технологий и знаний.

Вот один из таких примеров. Яркий проект Питерского Политеха. Андрей Иванович Рудской вместе с Алексеем Ивановичем Боровковым представили очень хороший проект, который, на мой взгляд, демонстрирует, чем должен заниматься университет третьего поколения. Это выход уже, ну, не в готовый серийный продукт, но, тем не менее, для меня это важный показатель того, что университет либо приблизился к этой модели Университета 3.0, либо уже являет собой таковую. И здесь даже не столь важно, пойдет этот продукт в серию или нет. Сразу хочу сказать, это – не задача университета. Для нас с вами, для того дискурса, который есть, и для университетского развития важно, что он вообще есть и важно, чтобы такие автомобили появлялись.

И я знаю, что в ряде других университетов есть наработки. Продуктовая линейка может быть самой разной. Речь идет о том, чтобы отчитываться не только статьями. Нужно что-то готовое для рынка, для гражданина, для нашей экономики».

Министр науки и высшего образования РФ

Валерий Фальков

Проект «КАМА-1», действительно, стал научно-технологическим прорывом и признан и на самом высоком правительственном уровне, и высокотехнологичной промышленностью России. Напомним, презентация первого российского электрического смарт-кроссовера «КАМА-1» состоялась в рамках ВУЗПРОМЭКСПО-2020 при участии представителей федеральных и региональных органов власти, институтов развития и руководителей университетов, госкорпораций и компаний.

На стратегической сессии были представлены экспертные доклады по семи инициативам:

  • Программа «Приоритет 2030».
  • Проект «Делаем науку в России».
  • Проект «Платформа университетского технопредпринимательства».
  • Проект «Повод для гордости: массовая основа инновационной системы».
  • Проект «Экспансия российского образования».
  • Проект «Сетевые программы научно-технологического прорыва».
  • Проект «Новое инженерное образование».

С ректорами также обсуждались вопросы повышения уровня знаний самих преподавателей вузов. Ректоры и представители индустрии обсудили, как масштабирование дополнительного образования сократит разрыв между индустрией и образовательными программами в организациях высшего и среднего профессионального образования с учетом меняющихся требований к компетенциям выпускников по всем направлениям обучения.

Итоговая сводная позиция проведенной стратегической сессии была представлена на совещании «Кадры для будущего», которое прошло под председательством вице-премьера Дмитрия Чернышенко. В совещании приняли участие президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, министр науки и высшего образования России Валерий Фальков, министр просвещения России Сергей Кравцов, заместитель министра цифрового развития России Евгений Кисляков, заместитель министра экономического развития России Оксана Тарасенко. В очном и заочном форматах к совещанию присоединились более 500 ректоров ведущих университетов страны (в том числе МГУ, МГТУ, МФТИ, МИФИ, СПбГУ, СПбПУ, ИТМО, МИСиС, МЭИ, УрФУ, КФУ и др.), а также представители Яндекса, Mail.ru, Сбера, X5 Retail Group, РЖД, Аэрофлота и Росатома – всего около 1000 участников.

На встрече обсуждались задачи обновления образовательных программ высшего и среднего профессионального образования в целях подготовки кадров для отраслей экономики, а также механизмы устранения дефицита IT-кадров с помощью государственных программ, в том числе федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».

«Сегодня был очень важный день. Мы провели масштабную встречу, в которой участвовало онлайн и лично около 500 ректоров, представителей бизнеса и руководителей федеральных органов власти. Обсуждались очень важные вопросы, в том числе и подготовка Стратегии социально-экономического развития, которой занимается сейчас Правительство.

И основа ее – это, конечно, кадры. И очень важные решения были приняты. Основные изменения, касающиеся стандартов образования, создания цифровых образовательных модулей по всем направлениям, должны быть сделаны до следующего цикла обучения. Это сложная, амбициозная задача, мы отдаём себе отчет в том, что это будет непросто сделать, но именно такой темп нам задают текущие задачи, которые поставил Президент перед Правительством. И времени на раскачку нет».

Заместитель председателя Правительства РФ

Дмитрий Чернышенко

По словам Дмитрия Чернышенко, задача ректоров: обеспечить качественную подготовку кадров, актуализацию образовательных программ, вести инновационную деятельность и формировать полноценную стратегию развития университета.

«Я очень благодарен коллегам за то, что они активно включились в работу, сегодня показали результаты деятельности рабочих групп, которые вселяют уверенность, что мы действительно сможем преодолеть имеющийся дефицит кадров», – отметил вице-премьер.

Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов поблагодарил всех за участие в продуктивном диалоге и за выбор площадки. 

«Совещание прошло в Иннополисе – самом молодом и высокотехнологичном городе страны. Уверен, что опыт Университета Иннополис позволит качественно готовить кадры для цифровой экономики, объединить методические ресурсы ведущих вузов страны, лучшие мировые практики. Бурный рост цифровых технологий оказывает существенное влияние на все сферы деятельности. Перед нами стоит важная задача – устранить разрыв, имеющийся между формируемыми у студентов компетенциями и реальными потребностями работодателей. Необходимо эффективное взаимодействие образовательных организаций и индустриальных компаний. Задачи по проекту заявлены, действительно, амбициозные», – заявил Рустам Нургалиевич.

Стоит отметить, что в Институте передовых производственных технологий (ИППТ) СПбПУ осуществляется образовательная модель «Университет 4.0» – Университет, который формирует федеральную повестку, в данном, a случае в области передовых цифровых и производственных технологий, решает сложные наукоемкие мультидисциплинарные «нерешаемые» задачи, которые по разным причинам не могут решить промышленные предприятия, и, конечно, выпускники которого полностью интегрированы в Индустрию 4.0.

«Университет 4.0» – это модель образовательного учреждения или его подразделения нового типа. Оно берется за решение важных задач, которые промышленность на нынешнем этапе считает ”нерешаемыми”. Такой университет готовит специалистов, которые в состоянии преодолеть глобальные технологические проблемы и вывести технологии на новую, пока не взятую высоту. Продукт мирового уровня можно создать, только применяя передовые технологии мирового уровня. Если хотя бы одна технология окажется на уровень ниже, то и характеристики всего продукта, скорее всего, упадут на этот уровень.

Выпускник Университета 4.0 – это компетентный эксперт, который работает по принципу «знание в действии». В нашей области у такого специалиста должно быть очень хорошее фундаментальное физико-математическое и инженерно-техническое образование. Дальнейшее обучение происходит в рамках выполнения проектов разного уровня сложности, как правило, в команде.
Важно, что оно проходит интенсивно и быстро. Использование передовых цифровых технологий и цифровых платформ, например, суперкомпьютерных технологий  и технологий современного цифрового инжиниринга, приводит к тому, что сложна научно-технологическая задача, на решение которой раньше уходили годы, может быть решена за несколько месяцев.

Именно так работает предлагаемый нами акселератор инжиниринговых центров в рамках создаваемой нами сети зеркальных инжиниринговых центров (на базе университетов, корпораций или региональных инжиниринговых це6тров). Выбирается пилотный проект и формируется смешанная команда для его решения, состоящая из инженеров нашего индустриального партнера и инженеров Центра компетенций НТИ СПбПУ. Это должен быть коллектив единомышленников, готовых использовать самые современные методы и инструменты. Ведь любая новая промышленная революция – это прежде всего изменение технологии мышления человека».

Проректор по перспективным проектам СПбПУ, руководитель Научного центра мирового уровня «Передовые цифровые технологии» и Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», руководитель Инжинирингового центра CompMechLab® СПбПУ

Алексей Боровков

Сегодня Центр НТИ СПбПУ, действующий на базе ИППТ СПбПУ, реализует масштабный проект «Разработка и апробация модели современной подготовки инженеров – "ADVANCED ENGINEERING SCHOOL".  Первый этап этого мероприятия прошел в феврале 2020 года – в ходе визита в Центр НТИ СПбПУ Петр Щедровицкий выступил с лекцией «Опережающая подготовка инженерных кадров как приводной ремень догоняющих индустриализаций России». Вторым этапом стала ВКС-конференция «СОВРЕМЕННАЯ ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРОВ», которая состоялась в июне 2020 года. Мероприятие привлекло внимание большого количества специалистов – участниками конференции стали 202 человека – представителя более 30 университетов из 21 города России. Одним из ключевых спикеров мероприятия стал министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.