20 Апреля 2024 г. Нечетная неделя

II Международный Форум «Новые производственные технологии»: круглый стол «Модели инженерной подготовки»

3 декабря 2020 года в рамках деловой программы II Международного Форума «Новые производственные технологии» состоялась работа круглого стола «Модели инженерной подготовки».

Ключевой целью круглого стола стал экспертный поиск механизмов и возможностей трансформации системы образовательной инженерной подготовки, чтобы современный инженер отвечал всем вызовам и требованиям, которые сегодня предъявляются в России, в том числе в рамках выполнения национальных проектов «Образование», «Наука» и национальной программы «Цифровая экономика».

Круглый стол стал значимым регуляторным мероприятием, в рамках которого эксперты обсудили следующие вопросы: как мыслит системный инженер, какими необходимыми качествами и компетенциями должен обладать современный специалист, наиболее эффективные практико-ориентированные методологии в обучении кадров и форвардные задачи, стоящие перед участниками инженерных групп.

Модератором круглого стола выступил заместитель руководителя Дирекции Центра НТИ «Новые производственные технологии» Санкт – Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) Сергей Салкуцан. Обозначая цель круглого стола, Сергей Салкуцан отметил, что круглый стол организован в рамках деятельности Центра НТИ СПбПУ «Передовые производственные технологии», одним из направлений деятельности которого является инженерная подготовка. «Модели инженерной подготовки - это значимый проект, который мы начали в 2019 году и сейчас завершаем первый важный этап. В числе ключевых партнеров проекта – Петр Щедровицский, совместно с которым мы организовали цикл открытых лекций. Сегодня мы будем говорить о командной подготовке: можем ли мы ее рассматривать как отдельную модель подготовки, какие ее отличия», – отметилСергей Салкуцан.

  • Спикеры круглого стола

    Дмитрий Чернейко, председатель комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Правительства Санкт-Петербурга;

    Ангелина Волкова, руководитель направления по развитию профессиональных квалификаций Фонда инфраструктурных и образовательных программ (группа РОСНАНО), ответственный секретарь рабочей группы по развитию системы оценки квалификаций Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям;

    Алла Факторович, заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций;

    Павел Козловский, руководитель корпоративных программ Высшей шкоты технологического предпринимательства Института передовых производственных технологий Центра НТИ СПбПУ «Передовые производственные технологии»;

    Ирина Бочарова, руководитель проекта buildingSMART, Национальная Ассоциация инженеров-консультантов в строительстве (НАИКС).

Первым на круглом столе выступил председатель комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Правительства Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко, который представил систему кадрового обеспечения для рынка труда Санкт-Петербург, обозначил значимые тенденции развития рынка труда. Среди ключевых достижений было отмечено создание совместно с Фондом инфраструктурных и образовательных программ (Группа РОСНАНО) Центра оценки квалификации и развивающего стандарта, создание на базе НИУ ВШЭ отдельной лаборатории кадрового обеспечения экономического роста. «Создание цифрового двойника рынка труда и декомпозиция модели до уровня кластера/предприятия – задача, которая позволит решить проблему кадрового дефицита, недостаточной подготовки кадров. Считаю, что необходимо прогнозировать и моделировать развитие рынка труда на перспективу 3-5 лет, учитывая интересы бизнеса и развитие системы образования», – подчеркнул Дмитрий Чернейко.

Руководитель направления по развитию профессиональных квалификаций Фонда инфраструктурных и образовательных программ (группа РОСНАНО), ответственный секретарь рабочей группы по развитию системы оценки квалификаций Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям Ангелина Волкова начала с представления основных направлений деятельности Фонда инфраструктурных и образовательных программ: программы повышения квалификации, проекты для детей, система электронного обучения, развитие национальной системы квалификации. Большая часть выступления была просвещена задачам, ключевым направлениям и принципам реализации проекта «Модель кадрового обеспечения». «Мы можем предложить к реализации широкую линейку инструментов национальной системы квалификации: профессиональные стандарты, описание квалификаций, оценочный инструментарий для оценки компетенций, цифровые сервисы в рамках национальной системы квалификации, проектировочную среду для реализации проектов, отраслевую экспертизу», – отметила Ангелина Волкова.

Следующим спикером с описанием ключевых задач в процессе формирования модели кадрового обеспечения выступила заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Алла Факторович. Ключевыми задачами при реализации проекта стала гармонизация существующих подходов к определению квалификации, синхронизация квалификационного профиля с точки зрения выполняемой деятельности и матрицы компетенций, определение приоритетных компетенций для разных квалификационных профилей, понимание необходимости описания квалификации сотрудников при формировании новых технологических решений.

С докладом по вопросу программы подготовки к профессиональной сертификации buildingSMART выступила руководитель проекта buildingSMART Национальной Ассоциации инженеров-консультантов в строительстве (НАИКС) Ирина Бочарова. Представляя компанию, спикер отметила, что buildingSMART был основан в 2017 году на базе НАИКС – профессиональной Ассоциации, которая специализируется на запуске передовых проектов развития для строительной отрасли России. Важной частью доклада стала презентация уровней, целевой аудитории, учебного плана и содержания курсов программы международной сертификации buildingSMART. Ирина Бочарова отметила, что в процессе реализации проекта НАИКС активно взаимодействует со специалистами СПбПУ, экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, Российского университета транспорта.

«По итогам взаимодействия с СПбПУ в 2020 году была разработана программа «Основы информационного моделирования объектов капитального строительства» и международная сертификация buildingSMART уровня «Основы», разработан и интегрирован в программу специальный модуль «Интеграция технологий BIM и DT (цифровой двойник»)», – сказала Ирина Бочарова.

Завершающим стало выступление главного инженера проекта Научной лаборатории «Стратегическое развитие рынков инжиниринга» Павла Козловского на тему «Образовательная программа-интенсив подготовки проектных команд по цифровой трансформации. О переходе к адаптации модели кадрового обеспечения». Спикер остановился на ключевых особенностях проекта адаптации модели кадрового обеспечения для образовательной программы подготовки проектных команд цифровой трансформации, реализуемого на базе Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии»: проектное обучение, достаточно широкий спектр направлений образовательных программ для компаний по направлению цифровой трансформации, сочетание в системе обучения общего модуля и индивидуальных треков. «По сравнению с 2018 годом сегодня серьезно изменилось содержание проектных задач: команды приходят уже с конкретными проектными задачами, понимают сложности и барьеры, с которыми сталкиваются в процессе цифровой трансформации, реально оценивают технические компетенции команды», – отметил Павел Козловский. Одним из результатов реализации образовательной программы стала разработка оригинальной методики измерения квалификации путем самооценки респондента, учитывающей уровень знаний и владения конкретными технологиями, а также опыт управления проектами, методики оценки уровня готовности технологий, используемых в проектах, методики определения групповых командных ролей и измерения групповой динамики.

В завершение работы круглого стола модератор Сергей Салкуцан выразил благодарность спикерам и слушателем и отметил готовность к сотрудничеству и взаимодействию с коллегами, заинтересованными в комплексировании сложных технологий и подходов в образовательном процессе.