IV Международный форум «Передовые цифровые и производственные технологии». Круглый стол «ПИШ СПбПУ: взаимодействие с вузами в рамках реализации совместных образовательных программ»

14 декабря 2022 года в рамках деловой программы IV Международного Форума «Передовые цифровые и производственные технологии» состоялся круглый стол «ПИШ СПбПУ: взаимодействие с вузами в рамках реализации совместных образовательных программ».
УЧАСТНИКИ КРУГЛОГО СТОЛА
Круглый стол проходил в онлайн-формате, его модератором выступил директор Института передовых и производственных технологий (ИППТ) СПбПУ Валерий Левенцов, который обозначил задачей мероприятия определение возможных форматов взаимодействия ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» с университетами, а также формирование перечня модулей, курсов, программ дополнительного профессионального образования (ДПО) и магистерских программ для совместной реализации, в том числе в сетевом формате.
Открывая мероприятие, Валерий Левенцов представил экосистему инноваций СПбПУ «Технополис Политех», продемонстрировал развитие образовательных программ Института передовых производственных технологий СПбПУ, а также модель ИППТ, основой которой являются разработки и инжиниринговые услуги в интересах ведущих высокотехнологичных компаний. Во время круглого стола был представлен подход ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» к построению основного образовательного процесса и дополнительного профессионального образования: особенности, программы и партнеры.
Модель реализации основных образовательных программ ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» и ИППТ отличается от традиционной: в ее основе лежит выполнение реальных НИОКР во взаимодействии с индустриальными партнерами, а каждый студент, поступая на магистерскую программу, получает индивидуальный план и сразу двух руководителей – со стороны ИППТ и со стороны индустриального партнера.
Были представлены программы, по которым с 1 сентября 2022 года обучаются студенты ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг». Программы разработаны для решения актуальных задач предприятий-партнеров:
- «Компьютерный инжиниринг и цифровое производство» – партнером программы является ООО «Центротех-Инжиниринг» (входит в топливную компанию АО «ТВЭЛ» контура ГК «Росатом»);
- «Организация и управление цифровыми наукоемкими производствами» – партнером программы выступает ПАО «Северсталь».
Со следующего года совместно с Череповецким государственным университетом (ЧГУ) будет реализовываться сетевая программа «Организация и управление цифровыми наукоемкими производствами».
Две магистерские программы, которые будут запущены в 2023 году:
- «Цифровой инжиниринг и управление проектами» – партнером программы выступит инжиниринговая компания АО «ОКАН»;
- «Механика полимерных и композиционных материалов» – сетевая программа совместно с Кабардино-Балкарским государственным университетом им. Х.М. Бербекова.
Также спикер представил возможные форматы реализации совместных образовательных продуктов, в том числе в формате университетских зеркальных инжиниринговых центров.
«Программы ПИШ СПбПУ разрабатываются на основе успешного опыта реализации образовательных программ ИППТ – российского лидера в области подготовки «инженерного спецназа». Именно так называют выпускников, которые становятся глобально конкурентоспособными специалистами в ходе решения фронтирных задач в интересах индустриальных заказчиков. За время обучения они получают отличную теоретическую базу и что наиболее важно – бесценный опыт работы в команде по решению практических задач по заказу индустриальных партнеров ПИШ», – добавил Валерий Левенцов.


Сергей Салкуцан, директор Центра дополнительного профессионального образования ПИШ СПбПУ, также предложил участникам круглого стола возможные форматы сотрудничества с университетами по образовательным программам ПИШ СПбПУ. На сегодняшний день есть возможность разрабатывать специальные модули для реализации в программах других университетов, в том числе в формате академической мобильности. Программы ДПО, разрабатываемые специалистами Передовой инженерной школы «Цифровой инжиниринг», могут быть встроены в основные образовательные программы университетов. А студенты и сотрудники вузов-партнеров могут пройти стажировку в ПИШ СПбПУ.
«В рамках взаимодействия с вузами-партнерами для Передовой инженерной школы СПбПУ важен трансфер образовательных продуктов. Наши специалисты готовы оказывать консультационную и организационную поддержку по передаче всех необходимых учебных материалов для вузов, которые готовы работать с направлениями, приоритетными для нашей передовой инженерной школы», – добавил Сергей Салкуцан.
По итогам круглого стола были приняты следующие решения:
- направить материалы коллегам с целью определения возможностей и предложений по взаимным программам сотрудничества в рамках ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг»;
- создать шаблон соглашения о сотрудничестве с теми университетами, которые это решение для себя уже приняли;
- проработать дорожные карты взаимодействия с каждым вузом с описанием форматов и перечнем программ обучения и стажировок.
Владислав Терещенко, старший преподаватель Высшей школы Передовых цифровых технологий (ВШ ПЦТ) ИППТ СПбПУ поделился с коллегами опытом работы с образовательными тренажерами и симуляторами и рассказал о разработке и реализации данных продуктов. Участникам круглого стола были продемонстрированы два симулятора, первый из которых посвящен бережливому производству, второй – цифровым компетенциям в энергетике.
Первый симулятор – LEAN производство – это компьютерный симулятор, на котором учатся искать потери на производстве и применять различные методы, чтобы их избежать. Цикл обучения – 6–8 часов без участия преподавателя. В этом заключается положительная сторона симуляторов для сетевой программы: они полностью автономны. Преимуществом симулятора является и отсутствие ограничений по количеству человек в лаборатории, а его главное отличие – максимальная степень усвоения материала, так как студент не просто слушает материал, а погружается в практику.
«Если говорить о формате реализации, это может быть и традиционное обучение, как мы привыкли это видеть, и модульное обучение, при котором симулятор выделен как модуль и добавляется в ту или иную программу», – пояснил Владислав Терещенко.
Второй симулятор, разработанный в этом году под масштабную программу ДПО, – симулятор с поддержкой онлайн-курса. Он не полностью автономен, так как рассчитан на тех, кто прошел теоретический курс. Задача данного симулятора в том, чтобы слушатель корректно применял полученные знания, испытал технологии, выбирал нужные проекты для оптимизации своей компании.
По итогам круглого стола было проведено обсуждение наиболее вероятных форматов взаимодействия и определен круг университетов, с которыми будут прорабатываться дорожные карты сотрудничества с ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг».



Видеозапись круглого стола можно посмотреть по ссылке.