27 октября 2022 года магистранты Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» посетили Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ, входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК).
В этом году предприятие отметило свое 110-летие. Все эти 110 лет корабелы верфи строят отечественный флот, работают по государственному оборонному заказу. На сегодняшний день СНСЗ является единственным в стране предприятием, где корабли и суда строят из четырех видов материалов. Это композиты, судостроительные стали, маломагнитная сталь, алюминиево-магниевые сплавы. Впервые в мире здесь стали выпускать корабли из стекловолокна – в частности, уникальные тральщики с корпусом из стеклопластикового монолита.
Экскурсия по заводу началась с посещения музея, в котором магистранты ознакомились с историей завода от постройки до нынешнего времени, основными вехами развития и знаковыми проектами, макетами знаменитых кораблей и судов, сошедших со стапелей верфи за все время ее работы.
Затем студенты посетили корпусосборочное производство, где им рассказали об этапах строительства кораблей, пришвартованных на достроечной набережной, прошлись по стапелю. «Всегда очень интересно и полезно увидеть, как устроено реальное производство. Эта экскурсия была достаточно разнообразной: нам рассказали об истории завода, показали работу цехов изнутри, объяснили некоторые технологии изготовления деталей. Также удалось пообщаться с несколькими сотрудниками разных отделов. Больше всего поразили масштабы изготавливаемых судов. Я всегда задавался вопросом, как люди их строят. Теперь знаю», – поделился впечатлениями магистрант ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Александр Коряков.
Магистранты побывали в цехах стеклопластикового судостроения и опытного производства, в корпусном цеху (производство из сталей), изучили процесс изготовления серии катамаранов проекта «Котлин» для сообщения с «Островом фортов», ознакомились с трубозаготовительным и композитным производством, убедились в высоком качестве изделий механообрабатывающего цеха, поднялись на борт минного тральщика.
«Завод очень понравился! Масштабно, очень впечатляет. Цеха в хорошем состоянии, нет ощущения, что завод старый, какое возникает на некоторых советских предприятиях. Очень понравился музей, интересно рассказали об истории завода. Еще заинтересовал отдел опытного производства. Здорово, когда на заводе есть люди, изучающие на практике что-то новое и работающие над нестандартными для производства проектами. Я бы рассматривала завод как потенциальное место работы, если бы находилась в соответствующем поиске», – рассказала магистрант ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Дарья Красовская.
Помимо строительства кораблей и судов, предприятие осваивает производство и другой продукции: обтекателей и гондол для ветроэнергетических установок, тяжелых механизированных мостов, ведет производство головного образца гидросамолета.
Напомним, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого сотрудничает с АО «Средне-Невский судостроительный завод» с 2011 года и по заказу предприятия участвовал в реализации таких проектов, как, например, катамаран «Грифон».
Уникальность этого проекта заключается в том, что корпус катамарана выполнен из углепластика. Применение композитных материалов позволило снизить вес и увеличить прочность судна. Кроме того, композитный корпус не подвержен коррозии, что существенно увеличивает срок его эксплуатации. Инновационный катамаран «Грифон» был спущен со стапелей Средне-Невского судостроительного завода в 2017 году. По такому же принципу было построено и научно-исследовательское судно «Пионер-М», но для другого назначения и с другой надстройкой. Для этого проекта сотрудники Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» по заказу компании «ОСК-Технологии» выполнили ряд важных расчетов общей и местной прочности.
Между СПбПУ Петра Великого и Средне-Невским судостроительным заводом идет конструктивное взаимодействие и по другим направлениям. Генеральный директор СНСЗ Владимир Александрович Середохо – не только руководитель предприятия – стратегического партнера университета в области судостроения и композитов, но и участник рабочей группы НТИ «Технет» (передовые производственные технологии).
«На сегодняшний день судостроительные предприятия нуждаются в притоке молодых и инициативных специалистов. Одна из основных задач акции «Неделя открытых турникетов» – повышение престижа рабочих профессий. Таким образом мы наглядно показываем заинтересованность в притоке молодежи и демонстрируем перспективы их самореализации на производстве, ведь для выпускника и будущего специалиста важно наглядно видеть, в чем будет заключаться его работа», – подытожила Ирина Шутова, инженер-конструктор САПР СНСЗ, инженер кафедры Технологии судостроения СПбГМТУ.