15 сентября 2022 года в рамках XVI Международного конгресса-выставки «Молодые профессионалы» была организована экспертная панель на тему «Какого специалиста ждёт работодатель». Ее посвятили развитию среднего образования в России, а центральным предметом обсуждения стали первые результаты исследования кадровых запросов промышленности.
Исследовательскую работу проводит Правительство Санкт-Петербурга в сотрудничестве с Передовой инженерной школой «Цифровой инжиниринг» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (ПИШ СПбПУ) при поддержке Министерства Просвещения и Министерства промышленности и торговли РФ.
Спикеры панельной дискуссии
Во вступительном слове модератор панельной дискуссии, исполнительный директор ПИШ СПбПУ Олег Рождественский пояснил, что основная задача данного исследования – выявить ключевые запросы работодателей и требования к выпускникам системы среднего профессионального образования (СПО) в условиях новых технологических вызовов. Результаты должны стать базой для развития федерального проекта «Профессионалитет» и построения новой модели российского чемпионата рабочих профессий – альтернативы международному движению WorldSkills.
Сбор данных для последующего анализа идет через анкетирование, проведение экспертных интервью и круглых столов с представителями промышленности и системы СПО. Целевой аудиторией являются службы HR, руководители компаний, инженеры, осуществляющие найм персонала, представители СПО, профессиональных ассоциаций. Предварительные итоги исследования были представлены в августе 2022 года на IX Международном форуме технологического развития «ТЕХНОПРОМ-2022». На тот момент поступила обратная связь более чем от 30 представителей промышленности. В настоящее время получено более 150 анкет, рассказала директор информационно-аналитического форсайт-центра Института передовых производственных технологий (ИППТ) СПбПУ Наталья Луковникова.
«Стоит задача – изучить запросы всего спектра промышленности, обеспечить массовый охват. Мы не ограничиваемся ни составом отраслей, ни размером предприятий, которые принимают участие в исследовании», – подчеркнула Наталья Михайловна.
В последующие месяцы количество анкет планируют довести до 300. Наибольшую часть опрошенных составляют предприятия машиностроения – 28%. На долю представителей ТЭК, горной и атомной промышленности приходится 24%. 9% – это предприятия торговли и услуг.
Наталья Луковникова перечислила основные тезисы, сформулированные на первом этапе обработки результатов, предложив их для обсуждения на панельной дискуссии.
- Наличие у предприятий задач разного уровня: от операционных до задач развития.
- Выпускник СПО должен работать с оборудованием будущего работодателя.
- Лучшие внутренние практики подготовки кадров на предприятиях могут обогатить взаимодействие с СПО.
- Модель чемпионата должна учитывать запрос на масштабирование внутри предприятий массовой подготовки.
Спикер подробно остановилась на каждом пункте. Как показало исследование, требования работодателей к выпускникам различны, они подкрепляются ключевыми задачами предприятия.
«Задачи находятся в диапазоне от связанных с операционной деятельностью (например, повышение производительности) до стратегических (внедрение нового оборудования, освоение новых технологических процессов, выпуск новых изделий). Для непроизводственных предприятий «стратегический» кадровый запрос звучит как «способность использовать цифровые инструменты», – отметила спикер.
Стратегия развития и расширения производства является основной для 56% опрошенных предприятий. Именно эти задачи: переход к производству новых продуктов, внедрение нового оборудования и технологий, освоение новых производственных процессов – требуют от выпускников совершенно новых компетенций. Из опросов следует, что работодатели неоднородны по практикам взаимодействия с учреждениями СПО и инструментам развития кадров внутри компании.
«Крупные организации зачастую имеют собственные учебные центры. Изучение лучших практик передовых компаний позволит обогатить модель будущего чемпионата», – высказала мнение Наталья Луковникова.
Отдельно представители промышленности отметили, что для них имеет большое значение способность выпускника работать с реально используемым на производстве оборудованием. Сейчас такую подготовку оценивают скорее как низкую: навыки приобретаются в процессе «дообучения» уже на производственной площадке. Как отметила Наталья Михайловна, на решение в том числе и этой проблемы должна быть нацелена новая модель чемпионата и его материальная база.
Подводя итог выступлению, она рассказала, что только треть опрошенных предприятий имеют опыт участия в чемпионатном движении, при этом отмечают существовавший прежде точечный подход. По мнению участников опросов, необходимо переходить к формату, который позволит вовлекать в процесс большое число студентов и работников СПО.
«Мы видим, что самым часто употребляемым негативным аспектом модели чемпионата WorldSkills работодатели считают элитарность и малочисленность. И именно это ставит нам задачу таким образом, что если мы хотим работать по широкому спектру организаций во всех отраслях промышленности, учитывать потребности не только крупных предприятий, но и средних, а также малых, необходимо развивать чемпионат как массовую практику», – резюмировала Наталья Луковникова.
Ключевые вопросы, вынесенные на обсуждение экспертов после представления результатов исследования: возможно ли обновление системы СПО в то время, когда промышленность вынуждена адаптироваться к условиям новой реальности? И как в этом может помочь новый чемпионат рабочих профессий?
По мнению заместителя министра промышленности и торговли РФ Алексея Ученова, большинство предприятий видит в текущих трудностях новые перспективы. Для решения передовых задач вопрос кадров является одним из определяющих.
«Все так или иначе задаются вопросом в части кадрового обеспечения. Могу подтвердить итоги исследования в том, что основная масса предприятий воспринимает текущую ситуацию как определенное окно возможностей. Сегодня мы должны осваивать те решения и технологии, о которых никогда ранее вопрос не стоял. С точки зрения кадров тоже очень важно, чтобы мы были готовы к этим ответам», – отметил Алексей Александрович.
Заместитель Министра просвещения РФ Денис Грибов подчеркнул, что следует определить перечень профессий, который позволил бы вовлечь в конкурс максимум участников. При этом обучение должно происходить на практике.
«Важно, чтобы навыки и компетенции, которые учащиеся получают в системе СПО и могут показать на конкурсной основе в рамках чемпионатного движения, были на 100% применимы в будущей профессиональной деятельности на предприятиях и в организациях. Стратегическая задача чемпионата – максимально приблизить к реальности условия проведения соревнований с точки зрения выявления компетентного специалиста для конкретного рабочего места», – сказал Денис Евгеньевич.
Прежняя модель движения WorldSkills стала серьезным драйвером для системы СПО, однако вне зависимости от санкций она требовала серьезных изменений. Об этом говорила вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина. Сейчас задача – не просто выполнить перезагрузку, а фактически создать новый чемпионат, полностью ориентированный на работодателя, не развивать у молодых специалистов один ключевой навык, а предлагать комплексные решения, связанные с полным жизненным циклом изделия.
«Идеология, когда мы должны научить наших студентов работать на лучших образцах оборудования, как показывает исследование, не находит понимания у работодателя. Работодатель хочет не лучшие образцы, а те, которые у него стоят на производстве. Он хочет абсолютно практическое применение. И второе, о чем говорят работодатели: вы научили ребенка замечательно реализовывать одну компетенцию. А мне нужен специалист, который много всего умеет, мне одной компетенции мало», – сказала Ирина Петровна.
Решение сверхактуальных междисциплинарных задач, которые сформулированы промышленностью – такую модель реализует Передовая инженерная школа СПбПУ «Цифровой инжиниринг». Ее руководитель, проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Научного центра мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии», Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ Алексей Боровков выступил на панельной дискуссии в качестве эксперта.
«Современные предприятия ориентированы на достижение глобальной конкурентоспособности и технологического суверенитета. Это важные, серьезные задачи, для решения которых требуются специалисты с компетенциями мирового уровня – так называемый “инженерный спецназ”, а также передовые технологии и современное оборудование. Задача ПИШ СПбПУ – отвечать на проблемы-вызовы и в том числе вести подготовку инженеров новой формации», – рассказал Алексей Иванович.
Спикер отметил, что программу ПИШ СПбПУ еще на стадии разработки поддержали 22 высокотехнологичных предприятия, что является рекордным показателем по стране. В числе индустриальных партнеров – сразу 7 дивизионов Госкорпорации «Росатом», а также АО «ОДК» (ГК «Ростех»), ПАО «Газпром нефть», АО «Силовые машины», АО «Композит» (ГК «Роскосмос») и другие промышленные лидеры. Совместно с такими предприятиями, как ООО «Центротех-Инжиниринг» (входит в контур управления Топливной компании «ТВЭЛ» ГК «Росатом»), ПАО «Северсталь», «Ленполиграфмаш» реализуются совместные образовательные программы.
Алексей Боровков подчеркнул, что в Санкт-Петербурге немало высокотехнологичных предприятий различных отраслей. Это дает возможность выстраивать взаимодействие между ними и образовательными организациями СПО.
«Практически мы отрабатываем возможность связи передового среднего образования с высшей школой, с ПИШ СПбПУ. Эта работа постоянная, ежегодная с непрерывной актуализацией, учитывая стремительное изменение технологий. И мы ее начали на системной основе. И здесь мои слова благодарности и губернатору Александру Дмитриевичу Беглову, и вице-губернатору Ирине Петровне Потехиной за инициативу, поддержку и попытку синхронизировать эту преемственность поколений, совместную работу: что делает “инженерный спецназ”, а что будет делать СПО в будущем, в цеху, работая на оборудовании, вовлекая в сотрудничество высокотехнологичную промышленность», – отметил руководитель ПИШ СПбПУ.
Алексей Боровков также добавил, что актуальные требования работодателей часто выходят за рамки образовательных стандартов.
«Обучить специалиста можно только в тесном сотрудничестве с промышленностью. Это должны делать те, кто решает эти новые задачи. Понятно, что преподавателю, который не решает эти актуальные для промышленности задачи, не знаком с ними, не знает оборудования, будет сложно научить тому, чего он не знает. Поэтому должно быть сотрудничество многих структур, сфер – СПО, работодатель, там где необходимо, высшая школа, в частности федеральные колледжи на базе вузов. Эти движение в правильном направлении», – резюмировал спикер.
В дискуссии также принял участие заместитель генерального директора – директор блока инженерных компетенций Корпоративной академии «Росатома» Алексей Пономаренко. Он в частности назвал чемпионат хорошей формой безопасного эксперимента.
«Мы создаем зону развития, когда у нас есть амбициозность целей, но при этом абсолютная гарантия того, что за эти ошибки не накажут. Цена ошибки становится ниже», – отметил Алексей Дмитриевич.
Генеральный директор ООО «Промышленная академия» Илья Тонких обратил внимание на необходимость активного вовлечения в чемпионат экспертного сообщества.
«Работодатели должны дать не просто каких-то специалистов для коммуникации с колледжем, а лучших специалистов, которые бы начали бы выстраивать коммуникации, системы оценки, сформировали профили специалистов, которые могут подойти в рамках чемпионата. Тогда появится понимание, что колледжи сразу готовят ребят, которые пойдут на конкретные рабочие места», – считает Илья Геннадьевич.
В ходе живой дискуссии участники определили задачи, которые необходимо решить в ближайшее время для дальнейшего построения модели чемпионата рабочих профессий. В частности, выработать сам предмет оценки и критерии, разработать механизм определения профессиональных навыков.
«В WorldSkills мы работали с международными нормами качества. Сейчас у нас задача – поставить в основу национальные нормы. И здесь сразу ряд вопросов. Первое: один и тот же сварщик в атомной, нефтяной и других отраслях разный. Требования по оборудованию к одной и той же специальности разные. Мы создаем федеральную норму качества или локализуем ее? Либо локализация будет происходить массово в колледжах, а на федеральный уровень вынесем некий инвариант?» – перечислила актуальные вопросы и.о. ректора Института развития профессионального образования Наталия Золотарева.
Обсуждение продолжится в рабочих группах. Первую сформированную черновую модель чемпионата планируется представить на Международном форуме «Российский промышленник». Он пройдет в конце ноября в Санкт-Петербурге.