23 Октября 2018 г. Четная неделя

В СПбПУ состоялось заседание Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технологические наука»

23 мая 2017 года в Научно-исследовательском корпусе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого состоялось заседание Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки». В заседании приняли участие заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Л.М. Огородова, представители бизнеса, органов власти, НПО, ректоры и проректоры ведущих технических вузов России, в том числе СПбПУ.

В заседании приняли участие более 30 членов Координационного совета:

Рудской Андрей Иванович (сопредседатель) – ректор СПбПУ

Падалкин Борис Васильевич (по доверенности за Александрова Анатолия Александровича (сопредседателя)) – проректор по учебной работе МГТУ им. Н.Э. Баумана

Чубик Петр Савельевич (сопредседатель) – ректор Национального исследовательского Томского политехнического университета

Боровков Алексей Иванович (ученый секретарь) – проректор по перспективным проектам СПбПУ

Агамирзян Игорь Рубенович – вице-президент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Барышников Сергей Олегович – ректор Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова

Шехонин Александр Александрович (по доверенности за Васильева Владимира Николаевича) – советник при ректорате Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики

Волков Андрей Анатольевич – ректор НИУ Московского государственного строительного университета

Степанов Евгений Борисович (по доверенности за Вучкович Аллу Александровну) – директор Департамента развития персонала ГК «РОСКОСМОС»

Маливанов Николай Николаевич (по доверенности за Гильмутдинова Альберта Харисовича) – проректор по образовательной деятельности Казанского национального исследовательского технического университета имени А.Н. Туполева – КАИ

Харин Александр Александрович (по доверенности за Григорьева Сергея Николаевича) – проректор по учебной работе Московского государственного технологического университета «СТАНКИН»

Данильченко Марина Владимировна – заместитель генерального директора по персоналу ФГУП «Научно-производственное объединение им. С.А. Лавочкина»

Дмитриев Сергей Михайлович – ректор Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева

Довгий Владимир Иванович – генеральный директор Межведомственного аналитического центра

Иванченко Сергей Николаевич – ректор Тихоокеанского государственного университета

Коваленко Андрей Петрович – начальник Московского института новых информационных технологий ФСБ РФ

Кутузов Владимир Михайлович – ректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)

Виноградов Валентин Васильевич (по доверенности за Левина Бориса Алексеевича) – проректор по учебной работе Московского государственного университета путей сообщения императора Николая II

Майер Владимир Викторович (по доверенности за Мартынова Виктора Георгиевича) – начальник управления по нефтегазовому и геологическому образованию Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина

Рогалев Николай Дмитриевич – ректор Национального исследовательского университета «МЭИ»

Смуров Михаил Юрьевич – ректор Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации

Весна Елена Борисовна (по доверенности за Стриханова Михаила Николаевича) – проректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»

Петров Вадим Леонидович (по доверенности за Черникову Алевтину Анатольевну) – проректор по учебной работе Национального исследовательского технологического университета «МИСиС»

Богатырев Владимир Дмитриевич (по доверенности за Шахматова Евгения Владимировича) – проректор по международной деятельности Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П. Королева

Есаулов Георгий Васильевич (по доверенности за Швидковского Дмитрия Олеговича) – проректор по научной работе Московского архитектурного института (государственной академии)

Радионов Андрей Александрович (по доверенности за Шестакова Александра Леонидовича) – проректор Южно-Уральского государственного университета

Якимович Борис Анатольевич – главный научный сотрудник Ижевского государственного технического университета им. М.Т. Калашникова

От Министерства образования и науки Российской Федерации

Огородова Людмила Михайловна – заместитель Министра образования и науки Российской Федерации

Пилипенко Сергей Александрович – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования

От Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга

Максимов Андрей Станиславович – председатель Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга

От Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга

Турчак Анатолий Александрович – президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга

От высших учебных заведений

Глухов Владимир Викторович – первый проректор СПбПУ

Ивашкин Евгений Геннадьевич – проректор по учебной работе Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева

Королев Евгений Валерьевич – проректор НИУ Московского государственного строительного университета

Кузнецов Дмитрий Иванович – проректор, пресс-секретарь СПбПУ

Разинкина Елена Михайловна – проректор по образовательной деятельности СПбПУ

Романов Павел Иванович – ученый секретарь рабочей группы Координационного совета, директор НМЦ КС федеральных УМО «Инженерное дело»

Счисляева Елена Ростиславовна – проректор по образовательной деятельности Санкт-Петербургского государственного морского технического университета

От федеральных учебно-методических объединений

Девисилов Владимир Аркадьевич – председатель ФУМО по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» по УГСН 20.00.00 «Техносферная безопасность и природообустройство»

Коршунов Сергей Валерьевич – председатель ФУМО по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» по УГСН 17.00.00 «Оружие и системы вооружений»

Макаров Сергей Борисович – председатель ФУМО по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» по УГСН 16.00.00 «Физико-технические науки и технологии»

Шкодырев Вячеслав Петрович – председатель ФУМО по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» по УГСН 27.00.00 «Управление в технических системах»

Юхин Сергей Семенович – председатель ФУМО по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» по УГСН 29.00.00 «Технологии легкой промышленности»

После приветственного слова ректора СПбПУ А.И. Рудского к участникам заседания обратилась Л.М. Огородова, которая сформулировала главную задачу образовательной системы: «Важно, чтобы в России система образования была трендом развития рынка, а не системой подготовки кадров для рынка. В этом смысле подготовка инженеров является актуальной не только потому, что в этом нуждается экономика, но и потому, что это самый большой объем образования в стране: 468 вузов сегодня проводят подготовку инженерно-технических работников – это порядка 1,25 миллиона человек (29% от общего объема высшего образования в России) Необходимо напрямую координироваться с рынком труда, необходимо снимать бюрократические барьеры. Иначе мы не будем успевать за модернизацией и развитыми экономиками».

По мнению участников Совета, для успешного переформатирования отношений рынка (экономики) с системой образования есть все предпосылки. Если говорить о Санкт-Петербурге, то, с одной стороны, как отметил президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга А.А. Турчак, в 2016 году показатели городского научно-промышленного комплекса вышли на траекторию уверенного роста, промышленность показала свою конкурентоспособность и готовность к быстрой адаптации в новых макроэкономических условиях. С другой стороны, по словам председателя Комитета по науке и высшей школе А.С. Максимова, 18% активного населения Санкт-Петербурга связано с наукой и профессиональным образованием, фиксируется рост количества абитуриентов, поступающих в вузы технического профиля, при повышении среднего балла ЕГЭ.

В масштабах же всех страны аккумулировать и эффективно использовать интеллектуальный потенциал университетов России как раз и позволяет Координационный совет во взаимодействии с федеральными учебно-методическими объединениями. «Благодаря совместной работе 23 инженерных федеральных УМО, Координационного совета и Минобрнауки России было создано самое главное – эффективный инструмент развития инженерного образования, связывающий в единую систему университетского преподавателя, работодателя и министра образования и науки Российской Федерации», – подчеркнул ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого академик РАН А.И. Рудской.

При этом ректор СПбПУ коснулся вопроса реформирования государственной системы научной аттестации: «Зарубежные профессиональные докторские программы формируют квалификацию, которая, будучи эквивалентной по статусу и сложности решаемых соискателем задач квалификации PhD, ориентирована на сферу промышленности или бизнеса, а не на академическую сферу». В связи с этим А.И. Рудской предложил ввести в России степень, аналогичную зарубежной степени «доктор инженерии» (EngD), что позволит работодателям более точно определять, какого работника высшей квалификации выбрать на выполнение конкретной научной или опытно-конструкторской работы. Для этого необходимо провести работу с Минтрудом по определению статуса новых степеней на рынке труда.

Президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга А.А. Турчак.

Президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга А.А. Турчак.

Ректор СПбПУ, сопредседатель Координационного совета А.И. Рудской приветствует участников заседания. Слева направо: заместитель министра образования и науки Российской Федерации Л.М. Огородова, А.И. Рудской, проректор по перспективным проектам СПбПУ, лидер - соруководитель рабочей группы "Технет" НТИ А.И. Боровков.

Закономерной темой в развитие повестки дня Координационного совета стала разработка ФГОС ВО 3++ и примерных основных образовательных программ. Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ С.А. Пилипенко рассказал о задачах системы федеральных УМО по актуализации ФГОС с учетом требований профессиональных стандартов.

Разработка примерных основных образовательных программ стала предметом выступления проректора по перспективным проектам СПбПУ, лидера (соруководителя) рабочей группы «Технет» Национальной технологической инициативы А.И. Боровкова: «Так как процесс разработки новых и обновления действующих профессиональных стандартов является перманентным, а процедура согласования и утверждения ФГОС достаточно сложная и длительная, Департаментом государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России было принято решение об усилении роли и статуса примерных основных образовательных программ».

Непосредственно же о разработке примерной образовательной программы на основе предложенного макета рассказал председатель федеральных УМО по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 29.00.00 «Технологии легкой промышленности» С.С. Юхин.

В рамках заседания также были сделаны сообщения о развитии системы федеральных УМО (первый проректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Б.В. Падалкин и ректор Московского государственного строительного университета А.А. Волков) и доклад «Киберфизические системы – стандарты и подготовка кадров» (вице-президент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» И.Р. Агамирзян).

По итогам заседания Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» (КС) было принято Решение по всем вопросам, стоявшим на повестке дня. Документ был опубликован на портале Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и содержит следующие решения:

  • В части актуальных вопросов подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре возложить на президиум КС координацию подготовки предложений по введению в России новой ученой степени, аналогичной зарубежной степени «доктор инженерии»; рабочей группе КС в срок до 02.11.2017 провести консультации с Минобрнауки РФ, работодателями и другими заинтересованными организациями по данному вопросу (ответственный – А.И. Боровков).
  • В части организации приема в высшие учебные заведения на инженерные направления в 2018 году председателям федеральных УМО, входящих в область образования «Инженерное дело, технологии и технические науки», представить в рабочую группу (РГ) КС предложения по установлению минимальных баллов ЕГЭ в 2018 году; президиуму КС до 17.07.2017 утвердить предложения РГ и представить в Минобрнауки РФ (ответственный – А.И. Рудской).
  • В части разработки ФГОСЗ++ и примерных основных образовательных программ РГ КС до 13.06.2017 проанализировать процесс взаимодействия федеральных УМО с Советами по профессиональным компетенциям Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и подготовить предложения по его оптимизации. Утвердить макет примерных основных образовательных программ для области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки», направить его председателям федеральных УМО; до 22.06.2017 РГ КС подготовить и передать в Департамент государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ предложения по внесению изменений в приказ Минобрнауки РФ от 28.05.2014 № 594 (ответственный – А.И. Боровков).
  • В части развития системы федеральных УМО до 30.06.2017 РГ КС подготовить и передать в Департамент государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки предложения по внесению изменений в Типовое положение о федеральных учебно-методических объединениях в системе высшего образования. Рекомендовать федеральным УМО рецензирование учебных изданий с выдачей соответствующего заключения; до 15.10.2017 президиуму и РГ КС разработать и утвердить Примерное положение о рецензировании учебной литературы. Рабочей группе КС совместно с федеральным УМО в сфере высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 27.00.00 «Управление в технических системах» до 01.10 2017 разработать проект Положения о порядке проведения экспертизы качества электронных образовательных ресурсов с целью создания механизмов вовлечения широкого круга вузов в активное использование онлайн-курсов, решения вопросов оценки качества онлайн-курсов и признания оценки результатов их освоения таких курсов (ответственные – А.И. Рудской, А.И. Боровков).

Справка

Координационный совет – консультативный орган при Министерстве образования и науки РФ, обеспечивающий взаимодействие между участниками на предмет совершенствования системы образования в области «Инженерное дело, технологии и технические науки». В состав совета входят представители высшей школы, промышленных предприятий, аналитических центров и органов государственной власти.

Первое заседание Координационного совета состоялось 29 сентября 2015 года на базе СПбПУ.