С 11 по 13 апреля 2023 года в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (СПбПУ) проходили Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональная подготовка кадров для высокотехнологичной промышленности» и заключительный этап VIII Всероссийской олимпиады по 3D-технологиям. Организаторами мероприятий выступили Ассоциация Внедрения инноваций в сфере 3D-образования и Передовая инженерная школа СПбПУ «Цифровой инжиниринг» (ПИШ СПбПУ) при поддержке Министерства промышленности и торговли России, Российского общества Знание и других организаций. Среди почетных гостей – губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина, руководитель Фонда «Талант и успех» Елена Шмелева и ректор СПбПУ, академик РАН Андрей Рудской.
В VIII Всероссийской олимпиаде по 3D-технологиям приняли участие более 260 школьников 5-11 классов из 32 регионов России. К участию в соревнованиях были приглашены команды, ставшие победителями региональных этапов олимпиады по направлениям «3D-Art. Объемное рисование» и «3D-моделирование».
Финальный этап олимпиады начался с торжественной церемонии открытия, на которой с напутственными словами выступили:
«Приветствую всех на заключительном этапе VIII Всероссийской олимпиады по 3D-технологиям. Очень надеюсь, что Политех станет для вас особенной площадкой, где вы сможете воплотить в жизнь все свои задумки в рамках конкурса. 3D-технологии – это новый этап развития технологий, позволяющий открывать новые возможности для реализации сложных проектов, поэтому для нас особенно ценно проводить подобные мероприятия в стенах университета. Желаю всем успехов, хорошего настроения и продуктивной работы», – поприветствовал участников Виталий Сергеев.
«Наступает самый сложный и ответственный этап олимпиады. Поэтому постарайтесь применить все свои лучшие знания и навыки, сделать 3D-технологии частью своей профессиональной компетенции, ведь профессиональные компетенции – залог успеха и свободы. Постарайтесь благодаря своим наставникам выбрать самые лучшие решения. Пусть этот финал олимпиады станет стартом вашей карьеры и новых заслуг и успехов. Мы ждем вас в наших университетах!», – выступила с приветственным словом Марина Боровская.
«Мы с вами уже одна большая семья. Мне очень приятно видеть, как старых, так и новых участников олимпиады, а также экспертов, которые пришли сюда сегодня поделиться своим опытом и знаниями. Особенно ценно, что участники нашей олимпиады становились также победителями Национальной технологической олимпиады и движения WorldSkills. Вы уже победители, потому что оказались сегодня здесь», – отметил Роман Бондаренко.
На протяжении двух дней школьники выполняли инженерные кейсы и задания, связанны с инженерно-технической разработкой и созданием 3D-прототипов моделей по направлению «Умный город и умные технологии для человека». В финальной защите проектов, которая состоялась 13 апреля, боролись за призовые места около 100 команд.
Победителями финального этапа VIII Всероссийской олимпиады по 3D-технологиям олимпиады в направлении «3D-моделирование» стали:
Победителями и призерами финального этапа VIII Всероссийской олимпиады по 3D-технологиям олимпиады в направлении «3D-Art. Объемное рисование» стали:
Победителями в специальных номинациях финального этапа VIII Всероссийской олимпиады по 3D-технологиям стали:
Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональная подготовка кадров для высокотехнологичной промышленности» началась с торжественной церемонии открытия и пленарного заседания «Основные вызовы и стратегические цели профессиональной подготовки кадров для решения задач кадрового и технологического суверенитета РФ».
Спикеры пленарного заседания:
Приветственным словом открыл пленарное заседание депутат Государственной Думы РФ Роман Птицын. В ходе выступления спикер рассказал о значимости подготовки высококвалифицированных инженерных кадров для достижения технологического лидерства, а также выделил, что объединение представителей регионов России на площадке конференции очень важно для установления промышленных связей и коопераций.
«Профессиональные кадры и специалисты высокой квалификации всегда были и остаются основой любого государства в любое время и эпоху. Невозможно обеспечить экономическое и промышленное процветание страны без соответствующей подготовки кадров. Особенно остро этот вопрос стоит на повестке сейчас в режиме санкционного давления, когда многие представители промышленности вынуждены выстраивать производство с нуля», – отметил Роман Птицын.
Одной из основных тем обсуждения в рамках дискуссии пленарного заседания стало значение наставничества в профессиональном росте. С сообщением на данную тему выступила помощник Губернатора Новосибирской области по вопросам науки, инноваций, образования Марина Ананич.
«Прежде всего, нам нужно понять, что же действительно значит быть наставником, и что такое институт наставничества в целом. Ведь мы все с вами ответственные за то, что передаем подрастающему поколению», – обозначила спикер.
О трансформации системы профессионального образования в России рассказала заведующий лабораторией развития высшего образования Российской академии образования, член экспертного совета Комитета Государственной Думы по молодежной политике, Экспертного совета по управлению в области высшего образования и науке Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Наталья Михальченкова. Свое выступление спикер начала с сообщения о том, насколько важно на постоянной основе проводить научно-методические экспертные встречи для обсуждения изменений в образовательной и профессиональной среде.
«Мы решаем две цели в системе образования – доступность и качество. Несмотря на все преграды последних лет, нам удалось войти в десятку стран по качеству общего образования», – выделила Наталья Михальченкова.
Деловая программа Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональная подготовка кадров для высокотехнологичной промышленности» также включала открытую лекцию Марины Боровской на тему «Новые горизонты науки – управление собственным развитием». В ходе лекции спикер рассказала, что в 2012 году была создана рабочая группа для разработки комплекса целей в области устойчивого развития. Всего их было выделено 17, среди которых в том числе оказались цели по развитию качественного образования, обеспечение достойной работы и экономического роста, а также партнерство в интересах устойчивого развития.
«Мир становится цифровым, и процесс цифровизации требует от нас серьезных решений. Когда мы говорим о цифровой экономике, люди в первую очередь обращают внимание на слово “цифровая”, но я считаю, что основополагающим и наиболее важным здесь является именно экономика, ведь в след за ней идет следующий этап – экономика знаний, откуда также возникает новый этап трансформации», – начала свое выступление спикер.
В рамках деловой программы конференции также прошли следующие сессии: